
К мечте – на грани возможностей
Во внутренних войсках МВД прошли очередные квалификационные испытания на право ношения Крапового берета.
Перед строем товарищей в столичной в/ч 3214 заветный головной убор получил 31 спецназовец – они пополнили братство, в котором сегодня состоят свыше 1000 человек.
Побороться за краповый символ мужества и чести в этот раз решили 143 претендента из войсковых частей 3214, 5448 (Минск), 3310 (Околица), 5524 (Витебск), 5525 (Гомель), 5526 (Брест), 6713 (Могилев), 7434 (деревня Михалишки Островецкого района), факультета внутренних войск Военной академии, отрядов милиции особого назначения. Кандидаты выполнили нормативы по физической подготовке, продемонстрировали навыки владения элементами рукопашного боя и ведения спарринга. Далеко не всем удалось справиться с этими испытаниями: на старт 12-километрового комбинированного марш-броска в учебном центре частей Минского гарнизона впоследствии вышли лишь 77 бойцов.
Стремясь как можно быстрее преодолеть дистанцию, ранним утром спецназовцы в полной экипировке изо всех сил бежали по пересеченной местности, ползли в противогазах и поднимались в гору, взвалив на плечи «раненого». После этого, подняв автоматы над головами, они бросались в ледяной ручей – с трудом сдерживая желание набрать в ладони воду и освежиться, бойцы настойчиво двигались к противоположному берегу. Едва успели опуститься на землю, чтобы перевести дыхание, как раздалась очередная команда: «Упор лежа!». Вскоре претенденты на получение Крапового берета уже ползли в трубе, проложенной под дорогой. Следующим непростым испытанием стала огненно-штурмовая полоса.
Не обращая внимания на обжигающие языки пламени и затрудняющие дыхание клубы густого дыма, спецназовцы продолжали трудный путь к заветной цели: уклонялись от ударов раскачивавшихся на цепях колес, шли по разрушенному мосту, взбирались на горящее двухэтажное здание. Каждый преодолевший сложный этап протягивал руку следующему сдающему, демонстрируя неизменную товарищескую взаимовыручку. После этого бойцы спускались вниз и, надев противогазы, ползли в «мышеловке». Выбравшись наружу, делали контрольные выстрелы, демонстрируя, что оружие пригодно к бою.
До третьего этапа, предполагавшего уничтожение «противника» из разных видов оружия, сквозь огонь и воду дошли 46 человек. Звуки громких выстрелов эхом разносились по окрестностям, после чего наступила звенящая тишина. Бойцы замерли в ожидании – вот-вот должны были назвать фамилии тех, кому суждено продолжить борьбу за Краповый берет.
В финальном испытании по рукопашному бою приняли участие 32 спецназовца. На протяжении 12 минут каждый из них сражался с краповиками. Пропуская удары, падая на татами и поднимаясь, обессиленные кандидаты старались контратаковать соперников: за вялое ведение боя участников могли дисквалифицировать. Когда болельщики заканчивали обратный отсчет: «Три! Два! Один!», новоиспеченные обладатели Краповых беретов принимали поздравления товарищей, до конца не осознавая произошедшего.
Среди них – рядовой Евгений Котов из 4-й роты специального назначения в/ч 3214. В этот день молодой человек услышал много теплых слов и по другому знаменательному поводу – в честь 20-летия.
– Этот день рождения запомню на всю жизнь. Берет для меня – самый лучший подарок, – признался военнослужащий. – Когда-то друг, который служил в «тридцатьдвойке», рассказывал о значимости крапового головного убора для спецназовцев. Я тоже загорелся желанием его получить, прошел испытания со второго раза.
Сбылась мечта и старшины 2-й роты специального назначения в/ч 3214 старшины Евгения Канапелькина. После срочной он служил в оркестре войсковой части, но впоследствии перевелся в боевое подразделение.
– Решил, что, оставшись в музыкальном коллективе, мне будет трудно пройти квалификационные испытания, а ведь стать обладателем берета стремился уже давно, – подчеркнул молодой человек.
История крапового братства началась в конце 1970-х годов, когда в преддверии Олимпийских игр в Москве во внутренних войсках были сформированы первые подразделения специального назначения. Их комплектовали бойцами из числа наиболее сильных и психологически устойчивых военнослужащих. Как сообщали по этому поводу СМИ, в качестве знака отличия представители учебной роты спецназа дивизии имени Ф.Э. Дзержинского, ставшей легендарным отрядом «Витязь», выбрали берет крапового цвета в память о пролитой за правое дело крови солдат и офицеров. Как впоследствии рассказывал командир подразделения Сергей Лысюк (ныне – Герой России), во времена всеобщего дефицита головные уборы было трудно пошить, поэтому тогда изготовили всего 25 штук. Бойцы надевали их только по значимым поводам: таким, например, как показательные занятия или дни государственных праздников. А вскоре отец одного из военнослужащих подарил учебной роте 113 беретов, и краповый символ спецназовцев украсил форменное обмундирование всего личного состава.
В 1988 году Сергей Иванович прочитал повесть «Команда Альфа» Миклоша Сабо. На ее страницах бывший солдат спецназа армии США описывал жесткий процесс отбора и обучения военнослужащих, обладавших зелеными беретами, – символом этого элитного подразделения. Бойцам необходимо было заслужить право его ношения, выдержав суровые испытания. Вскоре С. Лысюк решил провести подобный экзамен и в своем подразделении, чтобы Краповый берет являлся не просто предметом обмундирования, а признаком высокой квалификации спецназовцев.
В числе военнослужащих, сдавших экзамен на мужество и профессионализм в те годы, был командир СПБТ «Алмаз» МВД полковник милиции Виктор Зураев.
– В 1986 году по распределению приехал в минскую в/ч 3214, где мне доверили командование взводом специального назначения. Составил программу занятий по боевой подготовке – радовало, что личный состав соответствовал моим высоким требованиям. Спустя два года на территории советских республик начали вспыхивать межнациональные конфликты, в связи с чем увеличивался штат подразделений спецназа. Бойцы из всех уголков СССР съезжались на всесоюзные сборы, где их обучали грамотным действиям в горячих точках. На проходившей в Тбилиси тренировке и прошли первые квалификационные испытания на право ношения Крапового берета. Мы с подчиненными продемонстрировали высокую ратную выучку, заслужив хвалебные отзывы коллег из московской роты, и получили заветные береты, – признался Виктор Борнафович, взяв в руки тот самый головной убор из крапового сукна, который занимает почетное место среди других памятных предметов в кабинете руководителя «Алмаза».
Близился распад СССР. Одна за другой последовали командировки краповиков из в/ч 3214 в горячие точки. В 1991 году военнослужащие выполнили последнее задание в Нагорном Карабахе и вернулись в Минск.
– В те годы организационно-штатная структура «тридцатьдвойки» претерпевала изменения: на базе войсковой части был сформирован отдельный батальон специального назначения. Поддержать традицию коллег из России по проведению квалификационных испытаний на право ношения Крапового берета решили только в 1993-м. Отобрав наиболее сильных, выносливых и психологически устойчивых бойцов, смогли проводить с ними соответствующую подготовку, – рассказал В. Зураев. – С учетом материально-технической базы в/ч 3214 и учебного центра частей Минского гарнизона «Воловщина» тщательно продумал все этапы испытания, которые с некоторыми изменениями дошли до наших дней. В первом экзамене участвовали только военнослужащие батальона. В их числе, кстати, были заместитель Министра внутренних дел – командующий внутренними войсками генерал-майор Юрий Караев и заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности полковник Андрей Втюрин. В первую очередь кандидаты обязательно демонстрировали базовый уровень подготовки: выполняли общефизические нормативы и элементы акробатики. И только затем выходили на старт испытаний. Бойцы совершали 10-километровый марш-бросок, преодолевали полосы препятствий. Причем, когда оказывались в «мышеловке», над их головами свистели пули. Спецназовцам также предстояло поразить мишени из разных видов стрелкового вооружения и гранатометов, обозначить штурм объекта со скоростной стрельбой и завершить этап сбором радиостанции и выходом на связь. Заключительным испытанием, как и сейчас, являлся рукопашный бой с несколькими спарринг-партнерами – претенденты также должны были выстоять в течение 12 минут.
Виктор Борнафович подчеркнул: общаясь с бойцами из в/ч 3214 и СОБРа, желающими продолжить службу в СПБТ«Алмаз» МВД, он в первую очередь интересуется, пытались ли они пройти испытания на право ношения Крапового берета.
– Эти бойцы обладают внутренним стержнем, а значит, в дальнейшем с ними можно работать на качественно ином уровне, – уверен В. Зураев.
Береты для бойцов, выдержавших нелегкие испытания, по заказу ГУКВВ МВД делают на республиканском производственном унитарном предприятии «№ 4» в Гомеле. За десять лет швейные бригады изготовили около тысячи краповых символов мужества и чести. Материал для изготовления беретов предприятие приобретает на ОАО «Сукно». Полушерстяная ткань легко драпируется, что позволяет придать изделиям традиционную форму.
Кристина ЗЕЛЁНКО
Источник: http://mvd.gov.by

